Вступление
Растение кофе относится к одному из самых крупных семейств - мареновых, а вот насчет происхождения слова "кофе" по-прежнему не существует единого мнения. Некоторые связывают его с названием южно-эфиопской провинции Каффа, где до сих пор сохранились заросли дикого аравийского кофе, а тамошние аборигены готовят напиток не из зерен, а из листьев. Другие считают, что cлово "кофе" происходит от арабского qabwa, что означает "возбуждающий. Легенда гласит, что архангел Гавриил, обеспокоенный тем, что сонливость может помешать Мухаммеду в достижении его целей, поднес ему кофе. Выпив его, пророк выбил из седла 40 рыцарей и овладел 40 женщинами. Третьи - что "кофе" произошло от арабского "кауэ" - сила, энергия. Местные жители Аравии и Южной Абиссинии охотно поедали жареные семена кофе в качестве абсолютно безвредного, но достаточно эффективного борца со сном… А йеменские пастухи стали варить отвар из неизвестных ягод, которые охотно поедали козы, становясь при этом активными и даже агрессивными. Попробовав этот напиток, пастухи почувствовали возбуждение и энергию, возникающие у них ранее только после употребления местных наркотиков… До 80% кофе выращивается в Западном полушарии. Кофейные деревья произрастают в тропическом климате, где средняя температура воздуха достигает 19-25 градусов выше нуля. Кофе произрастает как в природе, так и на плантациях по обеим сторонам экватора на высоте 300-2000м над уровнем моря. Мало кто знает, что кофейное дерево может достигать высоты 7-8 метров. Однако, чтобы растение росло в ширину, на плантациях его обрезают до 2-4 метров для удобства сбора зрелых зерен. Листья кофейного дерева ярко-зелёного цвета имеют форму эллипса. Они вырастают длиной до 10-15 см и не опадают в течение трёх - пяти лет. Белые соцветия кофейного дерева с запахом жасмина очень ароматны. Время их цветения непродолжительное, не более 2-3 дней, а сами плоды развиваются в течение 3-4 месяцев после опадания цветков. Сначала плод представляет собой зеленую ягоду размером немного меньше вишни, цвет ягоды постепенно становится темно-красным. Каждая ягода представляет собой два "семечка", заключенных в сочную мякоть, покрытую красной оболочкой. Кофейное дерево начинает плодоносить в возрасте 2-4 лет. В течение года одно кофейное дерево может плодоносить неоднократно, давая от 0,5 до 1,3 кг бобов. Урожайность кофе начинает уменьшаться, когда дерево достигает возраста 20-25 лет. Но существуют даже столетние плодоносящие кофейные деревья. При сборе урожая используется два способа. Первый заключается в выборочном сборе плодов, а при втором дерево трясут, как яблоню, сбивая с него зрелые плоды. Конечный продукт - "зелёный кофе" - сортируют в зависимости от размера зерен. На завершающем этапе обработки несколько сортов кофе смешивают, а полученную смесь обжаривают для получения оригинальных вкусов, ароматов . Температура обжаривания зерен колеблется от 205 градусов Цельсия (лёгкое обжаривание) до 218 градусов (сильное). Обжаренный кофе упаковывается и поставляется в магазины в зёрнах либо в молотом виде.
История кофе
читать дальшеВ Эфиопии
Сорт кофейного дерева Coffea arabica прибыл из Эфиопии (Абиссиния), точнее - из юго-западной части Эфиопского нагорья, называемой кафа (Кэфа, центр Джимы). В Эфиопии листья и плоды кофейного дерева в пищу употреблялись с древних времен, задолго до того, как об этом растении узнало племя семитов на Аравийском полуострове.
Первооткрывателями кофе были не арабы, а эфиопы - группа из нескольких народностей (амхара, тиграи, гураге ...). Группа появилась в I тысячелетии до н.э., когда жители южной части Аравийского полуострова начали переселяться в земли теперешней Эфиопии и смешались с туземцами-негроидами - кушитами и ниломтами.
Эфиопы толкли плоды кофейного дерева, замешивали их с животным жиром и катали из них клецки величиной со сливу, которые брали с собой в дорогу. Жиры, смешанные с питательными плодами кофе и протеином семян, придавали людям силу, а кофеин - бодрость. Из сока плодов кочевники делали напиток, похожий на вино, а из листьев заваривали напиток, похожий на чай.
С течением времени начали варить горячий напиток из семян кофейного дерева. Сначала его употребляли во время религиозных обрядов, а позже он превратился в национальный напиток эфиопов. Сбор листьев и семян впоследствии стал отдельным промыслом, распространившимся из Африки в Йемен.
В Йемене
Авторитетный востоковед О. Г. Герасимов утверждает, что арабы используют еще одно, поэтическое название кофе - бинт аль Йаман - "Дочь Йемена".
Одно из самых ранних письменных упоминаний о кофе содержится в арабском манускрипте №944, хранящемся во Французской Национальной библиотеке. Шехабеддин Бен, арабский автор XV столетия, рассказывает о своем современнике Гемаледдине, муфтии йеменского города Аден, который ездил в Персию. Во время пребывания там он обратил внимание на своих соплеменников, варивших и пивших кофе, которому он раньше не придавал значения.
Вернувшивсь в Аден и почувствовав недомогание, Гемаледдин вспомнил о кофе и решил попробовать этот напиток, который не только помог ему вылечиться, но и укрепил силы. Последнее качество Гемаледдин оценил особо, так как оно помогало в ночных религиозных бдениях. Авторитет и рекомендации муфтии способствовали распространению напитка, который вскоре стали пить не только дервиши, но и ремесленники, купцы и другие жители города.
Называя страны Азии, которые поставляют кофе, чаще всего начинают с Йемена. Хотя эта страна производит сравнительно мало кофе, но здесь он самый вкусный и ароматный. Его положение можно сравнить с положением знаменитых, только в Китае выращиваемых и обрабатываемых желтых и красных (иначе - оолонгов) чаев: знатоки, будто сговорившись, утверждают, что ничто не может сравниться с кофе Йемена. Поэтому Йемен издавна называют отцом кофе. Любимый и великолепный его сын - мокко (по названию порта Мокка, иначе Mocha, Mucha), который известен тем, что о нем можно только прочитать или услышать. Его производство так мало, что в торговлю эта таинственная и очень дорогая редкость почти не попадает.
Описывая быстрое распространение в Адене обычая пить кофе, арабский автор подчеркивает, что людям настолько понравился этот напиток, что они отказывались от ката, жевать который у них вошло в привычку.
Таким образом, став популярной в Адене, привычка населения пить кофе быстро распространилась на соседние города и достигла Мекки. Здесь кофе также сначала использовался дервишами при религиозных церемониях, но затем вошел в жизнь всех горожан. Священной столицы мусульманского мира кофе достиг около 1470 года.
Легендарный Мокко
Можно смело утверждать, что в истории кофе не более громкого георафического названия, чем Мокко (Моха). Этот небольшой йеменский порт на Красном море дал название сорту кофе, произведенному в аравии.
Город заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее.
Мокко (Моха) - это небольшой йеменский порт на Красном море дал название сорту кофе, произведенному в аравии.
Около 700 года до н. э. купцы из Южной Аравии впервые появились на восточно-африканском берегу. Мокко еще задолго до раннего халифата являлся стоянкой торгового флота и верфью и назывался тогда Ал-Муджа.
Весной 1513 года португальская эскадра под командованием Афонсу д'Албукерки заняла Моху. Через два года город оказался в руках египтян. В 1532 году Йемен завоевали турки. Включенное в состав Османской империи государство в течение столетия испытывало на себе турецкий гнет.
Предания, записанные в 1763 году, связывают процветание Мохи с именем шейха Шадди и говорят, что именно ему пришла в голову счастливая мысль заняться расширением посадок кофейных деревьев. Вскоре здесь стали успешно торговать новым товаром, и небольшое селение, каковым оно было до этого, выросло в процветающий крупный торговый город. В Европпе его название превратилось в Мокко и стало названием сорта. И даже горы вокруг Мохи, сплошь покрытые кофеными плантациями, расположенными террасами на склонах, называли "кофейными".
Горы вокруг Мохи, сплошь покрытые кофеными плантациями, расположенными террасами на склонах, называли "кофейными".
Когда шейх Шадди умер, над его могилой возвели мечеть, а имя стали поминать в утренних молитвах как имя патрона города, покровителя арабских кофеен, вразумившего род людской пить кофе и покупать кофейные зерна.
В 1633 году, после антиосманского восстания, было создано йеменское независимое государство (имамат). Наступил короткий период относительного спокойствия и более активного экономического развития. Йемен установил прямые торговые связи с некоторыми странами Европы, куда начл поставлять свой кофе Мокко. Именно в этот период наступил расцвет порта как главного кофейного торгового центра. Расцвет совпал по времени с общим экономическим подъемом страны, которую с этого времени стали называть Счастливейшая (от "йаман" - счастливый).
Необходимо особо подчеркнуть следующие моменты.
Не вызывает сомнений тот факт, что до конца XVII века мир в целом (хотя и ограниченно) получал кофе лишь из Йемена. Это был тот настоящий и прославленный кофе Мокко (Mocha или Mokka). До середины XVII века турецкие и египетские купцы приезжали в Йемен и получали лучшие зерна. Они покупали урожай прямо на деревьях, обеспечивали его сбор и обработку семян. Кофе готовили сухим методом, т. е. высушивали на солнце.
Процветание йеменской кофейной торговли было во многом обусловлено монопольным производством товара, популярность которого в Европе стремительно росла. Кофе повторил судьбу большинства тропических пряностей, знаменитых прежде всего своими богатыми вкусо-ароматическими качествами.
Арабы чрезвычайно гордились новым напитком и держали в тайне сектрет его приготовления. Они запретили вывозить из страны зерна, если они не высушены. Эта мера была направлена на то, чтобы ни одно зернынко,способное дать росток, не попало в руки чужестранцев, которым запрещалось посещать кофейные плантации.
Около 1650 года мусульманскому пилигриму по имени Баба Будан сумел заполучить семь зеленых кофейных зерен и тайно вывезти в район Чикмагалхур в южной Индии. Из этих семян выросли отличные кофеные деревья, положившие начало получению кофе в этой стране.
Около 1690 года голландцы заполучили семена в Индии и к концу века основали кофейные плантации на островах Ява и Суматра. Через несколько лет они превратились в главного поставщика кофе в Европу, прежде всего, благодаря усилиям голландской Ост-Индийской компании, а порт Амстердам стал одним из важнейших центров мировой кофейной торговли.
С этого момента начинается быстрый упадок йеменской кофейной торговли, поставки для которой всегда осуществлялись двумя маршрутами: северным караванно-морским и южным морским. В первом случае приобретенный на рынке в Бет-эль-Факихе кофе доставлялся на верблюдах на побережье Красного моря и по нему в Джиду, а затем в Сиуэц, откуда опять на верблюдах в Египет. Морской маршрут проходил в южном направлении до порта Моха, а из него - вокруг Африки в Европу.
Кофе: Легенды
Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова "кофе". По одним источникам, оно образовалось от арабского"кауэ", что в переводе означает"сила, энергия", по другим - его появление связано с названием юго-западной эфиопской провинции - Каффа, где впервые стали употреблять зерна этого дерева. Там и сейчас встречаются заросли дикорастущего кофе.
О кофе было сложено немало легенд. Одна из них гласит, что первым на деревья с красными ягодами обратил эфиопский пастух Калдим. Он заметил, что его козы, съев их плоды, становятся необыкновенно бодрыми. Пастух, решив познать сей магический эфеект экспериментальным путем, собрал ягоды и замочил их в воде. На вкус напиток оказался отвратительным. Раздосадованный Калдим бросил ветки с ягодами в костер, и через некоторое время почувствовал необыкновенный, дурманящий аромат. Пастух разворошил костер и собрал тлеющие зерна, затем снова залил их водой и оставил настояться. Попробовав через некоторое время получившийся напиток, он, к своему удивлению, обнаружил, что вкус его стал горьким и терпким, но довольно приятным, а вскоре почувствовал необыкновенную бодрость, сохранявшуюся в течение суток.
Калдим поведал об этом необычном случае настоятелю близлежащего монастыря. Тот заинтересовался рассказом пастуха и решил испробовать действие напитка на себе. Перед ночной службой он попросил одного из послушников обжарить зерна в печи, измельчить, а потом залить кипящей водой и настоять некоторое время. Затем выпил получившийся напиток. Эффект оказался удивительным: он чувствовал себя бодрым всю ночь и следующий день. Настоятель был настолько поражен действием напитка, что повелел всем монахам пить этот отвар, чтобы те не засыпали во время ночных молебнов.
Существует еще одна, не менее интересная эфиопская легенда, согласно которой первым свойства кофейного дерева открыл Шейх Омар, известный как один из самых талантливых докторов своего времени. Ему удавалось излечивать даже больных, которых другие лекари объявляли безнадежными.
Однажды, бродя по холмам, Шейх Омар обратил внимание на небольшое деревце с благоухающими цветами. Целитель захотел исследовать свойства этого ратения. Он приготовил отвар только из семян кофейного дерева и принимал его в течение нескольких дней.
Вскоре он заметил, что у него повысилась работоспособность и улучшилось настроение. Затем он решил добавлять настой кофейных зерен в целебные настойки, помогающие от головных боллей и несварении желудка и заметил, что их эффективность заметно повысилась. Долгое время целитель никому не раскрывал секрет кофейного дерева, и только перед смертью передал его своему сыну.
В Османской империи
Апогеем мощи и славы Османской империи, самой могучей военной державы средневековья был XVI век.
Османская империя к концу XV века полностью контролировала караванные пути, по которым издревле поступали в Европу азиатские товары. Османы являлись активными посредниками в торговле пряностями.
Кофе - новый товар и напиток для отдельных частей огромной империи, - подобно пряностям, обладал великолепными вкусо-ароматическими качествами и поэтому ценился в XV - XVI веках поти также дорого как они.
Расширение Османского государства способствовало и географии потребления кофе. Став достоянием огромного мусульманского мира, кофе вошел в быт каждой арабской семьи, превратился в напиток караванщиков, бедуинов, считался частью дипломатического этикета. Он широко распространялся по Османской империи - в Дамаске с 1530 года, в Алеппо с 1532 года, несколько позднее в Алжире и в 1554 году впервые попал в Стамбул, где два сирийских купца открыли первую кофейню под названием "Мактаб аль-ирфан" ("Круг мыслителей"). Кофе настолько понравился стамбульцам, что к концу столетия его уже предлагали многочисленные кофейни.
Кофейни Стамбула не только предлагали кофе. Прекрасно обустроенные, они служили местом отдыха, развлечений и откровенных бесед, порою нелестных для правителей. Великий везир Махмед-паша Кепрюлю (1656-1561), прославившийся своей жестокостью, как-то раз инкогнито посетил несколько кофеен. Разгневанный царившим там свободомыслием, он приказал немедленно закрыть их все до одной. В первую же ночь были схвачены и казнены 146 человек, осмелившихся не выполнить приказ. Однако затем визир был вынужден отменить приказ.
Подобных запретов употреблять кофе в Османской империи было немало, но напиток всегда выходил победителем.
В Европе
На юге Европы кофе в первую очередь появился в странах арабского влияния, например на Перинейском полуострове. В западной Европе о нем начали говорить и даже упоминать в научных книгах в середине XVI века. На север Западной Европы первым кофейные зерна привез в 1596 г. немецкий натуралист Белус. В Риме первым чашку сварил, как предполагают, в 1626 г. посланник папы Пьетро де ла Вале, который много леи прожил в Персии. Священники начали было роптать на "мусульманскую затею", но папе Клименту VIII кофе так понравился, что он его благословил.
В 1646 г. открылось первое кафе в Венеции, в 1637 - в Оксфорде, в 1652 - в Лондоне, а в 1660 г. - в Марселе. Приблизительно в это же время посол Турции во Франции начал угощать вельмож. Чернокожие слуги, одетые в роскошные восточные убранства, горячий, черный, крепкий и необыкновенно ароматный напиток подавали гостям в искусных маленьких чашечках из тонкого фарфора. Кофе сразу же стал модным при дворе французского короля Людовика XIV, а в 1672 году слуга бывшего посланника открыл кофейный повильон в Париже. За короткое время там, как и в Лондоне, появились сотни кафе. Из этих городов кофе еще быстрее стал распространяться по Европе. Ок. 1670 г. его начали пить а Германии. В 1679 г. английские купцы открыли кафе в Гамбурге, а в 1683 г. появилась первая кофейня в Вене.
Во Франции
Начнем с признательности трем великим французским путешественникам, которые расширили знания о кофе. Это – Tavernier (1605-89), Thévenot (1633-67) и Bernier (1625-88).
В то же время жил Jaen la Roque (1661-1745), которому принадлежит творение "Voyage to Arabia the Happy" (Voyage de l’Arabie Heureuse), созданное в 1708-13 годах и чей отец, P. De la Roque, имел честь привезти кофе во Францию в 1644 году.
И назовем имя еще одного человека – Antoine Galland (1646-1715), французский востоковед, первый переводчик "Арабских ночей" и антиквар короля, который в 1699 опубликовал анализ и перевод арабского манускрипта "Abd-al-Kadir" (1587), давший первую авторитетную оценку настоящего кофе.
Также можно найти и более ранние ссылки на известность кофе во Франции, например, Onorio Belli (Bellius), итальянский ботаник и автор следующих слов, написанных в 1596 французскому медику, ботанику и путешественнику Charles de l’Ecluse (1526-1609): "семена используются египтянами чтобы сделать жидкость, называемую ими cave" (источник: Jardin, Édelestan. Le Caféier et le Café. Paris, 1895 (p. 16))
Но вернемся к чуть более поздним временам. P. De la Roque, сопровождавший M. De la Haye, французского посла в Константинополь, чуть позже совершил путешествие в Ливан. По его возвращении в Марсель в 1644, он привез с собой не только кофе, но и "маленькие приборы, использовавшиеся в Турции, которые казались великими диковинками во Франции". В его коллекции можно было найти, причисленные к кофейному сервизу, fin-djan, или китайские чашечки, и небольшие предметы мусульман, украшенные золотом и серебром, шелковые вещи с вышивкой, которые турками использовались как салфетки или маленькие полотенца.
Jean la Roque оказывает доверие Jean de Thévenot познакомить Париж с кофе в 1657 и научить французов как его готовить.
De Thévenot пишет об этом так:
Они (турки – прим. переводчика) обычно употребляют другой напиток. И называют его cahve, и пьют его в течение всего дня. Этот напиток делается из ягод, обжаренных на сковородке или в другой посуде на огне. Затем размельчают их в очень мелкий порошок в ступке.
Как только они пожелают выпить кофе, берут сосуд, предназначенный для быстрого заваривания, они называют его ибрик (ibrik); и, наполнив его водой, доводят до кипения. Когда вода закипит, добавляют приблизительно на три чашки воды, чайную ложку с горкой порошка кофе. Снова доводят до кипения, быстро снимают с огня или помешивают напиток, иначе он убежит, так как поднимается очень быстро. Эта процедура повторяется десять-двенадцать раз, затем все разливается в фарфоровые чашечки, которые находятся на деревянной разукрашенной тарелке и приносится вам.
Кофе пьется горячим в несколько глотков, пить по-другому не принято. Пьют маленькими глотками из боязни обжечься – эта манера общепринята и соблюдается в cavekane (кофейня).
Некоторые добавляют небольшое количество гвоздики и кардамона, а кто-то – сахар.
Стало действительно забавно, когда французы пристрастились к кофе. Jardin сказал по этому поводу: "…они желали быть сведущими в этом восточном напитке до хвастовства, не смотря на его черноту, далекую, на первый взгляд, от привлекательности".
Титульная страница публикации Jaen la Roque - Voyage de l’Arabie Heureuse: 1716, история путешествия автора ко двору Короля Йемена.
Около 1660 года коммерсанты из Марселя, которые жили некоторое время в Ливане и не могли уже существовать без кофе, привезли его с собой во Францию. И позже группа аптекарей и торговцев осуществили первую коммерческую поставку кофе в тюках из Египта. Вскоре за ними последовали и торговцы из Лиона, и кофейные зерна в партиях товара занимали уже основную часть. В 1671 несколько персон открыли кофейные дома в Марселе, недалеко от Биржи, которые сразу же стали популярными у коммерсантов и путешественников. "В общем," - говорит La Roque. - "употребление кофе возросло до неимоверных размеров настолько, на сколько это было возможно. Медики забили тревогу, расходясь во взглядах на кофе с обитателями горячих и очень засушливых стран".
Вековой вопрос был поднят. Одни соглашались с медиками, другие составляли им оппозицию, такими городами были: Каир, Мекка и Константинополь. Вопрос, главным образом, касался только медицинской стороны, так как Церковь не принимала участия в диспуте. "Любители кофе не переносили врачей, а те, в свою очередь, грозили им всеми болезнями".
Дело разрешилось в 1679, когда удачный опыт марсельских медиков по дискредитации кофе был завершен, одобрен Медицинским Колледжем, обсужден перед Магистратом в городском зале и признан… не приносящим вреда для жителей Марселя.
Была провозглашена победа кофе над народом, который целиком погружен в культуру вина, хотя невозможно сравнивать эти два напитка.
Тем временем, в 1669, Сулейман Ага (Soliman Aga), турецкий посол Мохаммеда IV, находившийся при дворе Луи XIV, прибыл в Париж. И с собой он привез изрядное количество кофейных зерен. С этого человека началось приготовление кофе в турецком стиле.
Турецкий посол пребывал в Париже с Июля 1669 по Май 1670, но этого было предостаточно для принятия нововведения. Двумя годами позже, Паскаль, армянин, открыл кофейную забегаловку прямо на Сен-Жермен (St. Germain) и это событие можно считать началом открытия кофейных домов в Париже.
Вскоре кофейные дома стали появляться в каждом городе. La Roque писал: "От самого убого горожанина до лиц высшего света, никто не упускал возможности выпить его утром, более того, он подавался на всех приемах".
"Лица высшего света" поощряли моду на cabarets á caffe (кофейные заведения). В кофейных домах Франции царили восточная обстановка и роскошь: "…китайские пиалы и индийская мебель были богато украшены золотом и серебром, что было непозволительной роскошью". В 1671 в Лионе была издана книга, названная "Превосходства Красных Ягод, называемых Кофе" (The Most Excellent Virtues of the Mulberry, Called Coffee), показавшая необходимость в авторитетной работе по данному предмету – нужда, которая была весьма умело удовлетворена в том же Лионе Филиппом Сильвестром Дюфором (Philippe Sylvestre Dufour), опубликовавшем восхитительный труд: "Касательно использования кофе, чая и шоколада" (Concerning the Use of Coffee, Tea, and Chocolate). И снова в Лионе, тот же Дюфор издал в 1684 году более полную работу: "Способы приготовления кофе, чая и шоколада" (The Manner of Making Coffee, Tea, and Chocolate). За этим последовала публикация в 1716 в Париже Jean La Roque "Voyage de l’Arabie Heureuse", содержащую историю путешествия автора к Королю Йемена в 1711, описывающую кофейное дерево и его плоды.
Описание La Roque королевских садов во время его путешествия интересны тем, что показывают, как Арабы придерживались веры, что кофе растет только в Аравии.
В королевских садах не было ничего примечательного, кроме великих тягот, с которыми все хорошие деревья доставлялись в страну; в их числе были и кофейные деревья, лучше, которых нет…
Первым торговцем, имевшим лицензию на продажу кофе во Франции, был Damame François, Парижский буржуа, чья привилегия обеспечивалась эдиктом 1692 года. У него было право на эксклюзивную продажу кофе и чая во всех провинциях и городах королевства, землях, подчиненных королевству сроком на десять лет.
В Санто-Доминго (Santo Domingo) (в 1783) и другие французские колонии кофе (café привозился из королевства и распространялся по специальной лицензии короля.
William H. Ukers. All about coffee. 1935.